«ПРОБУЖДЕНИЕ» РОДИТЕЛЕЙ
Осенью 2020 года в Москве и в других регионах России на волне закрытия школ, как меры профилактики распространения заболеваемости COVID -19, случился всплеск активности родительской общественности.
Родители были до предела возмущены тем, что детей перевели на домашнее заочное обучение в то время как продолжили свою работу общественный транспорт, торгово-развлекательные центры и увеселительные заведения, которые по мнению родителей являлись гораздо более опасными местами распространения инфекции, чем школы.
За короткий срок, и без какого либо влияния из вне, по стране самоорганизовалось множество общественных родительских движений. Подобная самоорганизация - это уникальное явление в современной истории. Своей целью родители поставили необходимость доказать органам власти, что предложенная ими форма дистанционного обучения детей не является равноценной заменой очному образованию и не должна применяться в школах в обычных условиях.
Именно активная позиция всех московских родителей и родителей из регионов, их готовность ходить на встречи с Депутатами Государственной Думы РФ, писать множественные письма в адрес всех официальных инстанций, подавать судебные иски, стоять в одиночных пикетах – все это вынудило Правительство Москвы, а вслед и за ним и руководство других субъектов РФ, сделать «хорошую мину при плохой игре» вернуть детей в школы.
Учебный год закончился, сданы выпускные экзамены. Казалось бы, все страхи , вызванные «дистанционкой», позади. Но теперь родителей волнует вопрос, а не повторится ли в ближайшее время опять под предлогом борьбы с очередной волной COVID-19 ситуация осени 2020? Не закроют ли школы для очного посещения непривитых от вируса детей? Не станет ли крадучись дистанционное обучение вариантом новой нормальности?
Общественно - политическое движение «Объединение родителей», лидером которого я являюсь, образовалось в Москве 4 декабря 2020 года и уже насчитывает более 15 тысяч участников по всей стране.
У движения и много планов по разработке и внесению поправок в ряд федеральных законов, которые должны предотвратить замену очного обучения дистанционным суррогатом.
Действительно, основанием для перевода на дистанционную форму обучения детей осенью 2020 года стал введенный властями рядов субъектов федерации режим повышенной готовности. Но что такое режим повышенной готовности с точки зрения обывателя? Это, прежде всего, готовность всех экстренных служб к тому, чтобы в случае необходимости быстро отреагировать на изменения ситуации к худшему. Гражданское население не должно никоим образом быть вовлечено в эти процессы. Это значит, что в Законе «О защите населения» должны появиться пункты, которые внесут ясность в вопрос, так в каких обстоятельствах школы могут продолжить очную работу, а когда они должны безусловно закрываться ради сбережения здоровья детей и учителей.
Приведем немного статистики на примере Москвы, хотя мы и уверены, что аналогичные примеры были бы уместны и для любого другого региона, если бы нам удалось добыть статистику. В том числе и для Нижнего Новгорода.
В Москве более 2,6 миллиона детей. Из них более 1 миллиона школьники. Если учесть родителей, членов семей, и учителей, то только в Москве в ситуацию с введением дистанционного обучения оказалось вовлечено более 3,5 миллионов человек.
В одном из своих интервью я сказала, что : « непонятно что больше создало для наших детей и для нас, родителей, стресс: короновирусная инфекция и риски ей заразиться, действия властей, которые упорно игнорировали мнение медицинской общественности о том, что дети не заразны, или действия СМИ, которые раздули в прессе истерию страха перед КОВИД. Ведь еще в начале ноября 2020 года стало известно из доклада Союза педиатров России о том, что дети практически не болеют КОВИД и не являются источником угрозы для взрослых».

Чтобы провести четкий водораздел между тем, что может считаться очной формой обучения, а что является заочной (дистанционной) формой родители по всей России по инициативе общественно-политического движения «Объединение родителей» и при поддержке партии « Справедливая Россия - За правду» приступили с 18 января 2021 года к сбору подписей под проектом поправки в Закон об образовании о запрете использования дистанционных технологий обучения при реализации очной формы обучения детей. Итогом этой инициативы стало внесение 5 апреля поправки в Государственную думу РФ сенатором Александром Михайловичем Бабаковым, входящим в федеральную часть списка партии СРЗП.
Разумеется родители признают, что использование технологических новинок в образовательном процессе, цифровых образовательных платформ и дистанционных способов обучения для некоторых категорий детей может быть жизненно необходимо для реализации их права на образование.
Если ребенок маломобилен, если он длительно болеет и не имеет возможности очно посещать школу, если ребенок профессиональный спортсмен и время тренировок совпадает со временем уроков, и в некоторых других ситуациях по решению родителей он может быть зачислен на очно-заочную форму или заочную форму обучения и будет получать образование с использованием дистанционных технологий.
Также, если по решению санитарного врача конкретный класс или школа должны быть официально закрыты на карантин, то на время карантина для детей, которые сидят дома, но по состоянию здоровья могут продолжить обучение, образовательный процесс не должен прерываться и может быть обеспечен с использованием дистанционных технологий.
Несколько слов следует сказать и про активно популяризируемую сейчас «цтфровизаторами» среди учеников старшей школы гибридизацию программ обучения. Такой своеобразный вариант очно-заочного обучения, когда часть учебных дней ребенок обучается в стенах школы, а остальные проводит дома, обучаясь через цифровую образовательную среду дистанционно. Это преподносится чиновниками из Министерства Просвещения РФ , как благо. Как возможность для старшеклассников, например, свободно планировать время обучения и благодаря подобному гибкому графику в самостоятельном режиме лучше подготовиться к сдаче экзаменов и к последующему обучению в ВУЗах.
Родители же видят в подобных инициативах очередную манипуляцию. Надо прямо сказать, что сейчас нет никакого ярко выраженного родительского запроса на внедрение в школах гибридного обучения и обучения с использованием ЦОС.
Мы убеждены , что это все – придумки бизнеса, которому нужно сбросить с себя бремя строительства объектов социальной инфраструктуры (школ и детсадов) в возводимых и реновируемых микрорайонах , нужен еще один рынок сбыта платных телекоммуникационных услуг, платных образовательных услуг. Кроме того нужна взращенная с младых ногтей лояльная потребительская аудитория, встроенная в одну из создаваемых в России экосистем.
В бизнесе альтруистов нет. Основная цель любого бизнеса – извлечение прибыли от осуществления хозяйственно деятельности.
«Ростелеком», который назван сейчас основным оператором по технической реализации Постановления Правительства № 2040 от 07.12.2020 г. по проведению двухлетнего эксперимента по цифровизации школ в ряде специально отобранных субъектов федерации, должен на период эксперимента подключить школы к сети интернет и создать необходимую техническую инфраструктуру. И все это как бы за свой счет. Надо понимать, что по окончании периода эксперимента все счета за содержание и обслуживание созданной технической инфраструктуры по подключению к ЦОС школ в регионах тяжким бременем лягут на бюджеты субъектов федерации или будет поставлен вопрос о компенсации выпадающих доходов Ростелекома за счет содержания этой инфраструктуры из Бюджета РФ.
Думаю, что Губернаторы, согласившиеся «впустить к себе» этот цифровой эксперимент, его экономические последствия, которые наступят спустя пару лет даже не оценивали пока. А надо бы. Мало того, что придется платить за каналы связи и обслуживать созданные цифровые системы , так еще придется нести двойную нагрузку по содержанию параллельных систем управления образованием. Отдельно для школ , подключенных к ЦОС и для тех учебных заведений, кто категорически откажется от участия в ЦОС. Мы же понимаем, что это право, а не обязанность детей и родителей вовлекаться в цифровые эксперименты. Пункт 2 статья 21 Конституции РФ никто не отменял.
Кроме того Губернаторам придется решать вопрос, куда девать учителей, которые могут частично высвободиться и пополнить ряды безработных в связи с заменой их дистанционными и сетевыми уроками через ЦОС.
Короче говоря, цифровизация образования, которую нам пытаются преподнести, как вкусную конфетку, не более, чем красивенький шелестящий фантик. Эволюция машин, искусственного интеллекта, при деградации и расчеловечивании наших детей.
Вот какую тенденцию в этом процесс увидели мы, родители.
Почти 20 лет мы безучастно позволяли творить с нашей системой образования что угодно. Прогибать ее под разные иллюзии. Наверное, потому что сначала были заняты выживанием, потом просто не замечали начавшихся процессов.
Вот сейчас время заняться системной реформой образования пришло.
Родители очнулись.
Школа пришла в наши дома, и мы все и все увидели. Вот теперь мы четко даем сигнал, что надо начинать заканчивать все никому ненужные, кроме тех, кто пытается на этом зарабатывать и превращать наших детей в живую нефть, цифровые эксперименты.
Наши дети не должны превращаться в компост для роста чьих-то бизнесов, особенно с учетом всех тех негативных последствий для здоровья детей, о которых уже есть ряд авторитетных медицинских исследований. Это и утрата функций зрения, развитие прогрессирующей миопии, депрессивные состояния, различные психосоматические расстройства, когнитивные дисфункции.
Вот поэтому целесообразность цифровизации школ, заявленную, как часть Национального проекта «Образование», по нашему мнению нужно переосмыслить, сделать предметом публичной общественной дискуссии, понять, а есть ли у общества в этом вообще хоть какая-то потребность, чтобы не получилось так, что нам в очередной раз хотят «причинить добро» против нашей воли. У наших детей есть мы – родители. Мы лучше любого искусственного интеллекта можем позаботиться о счастье и о будущем наших детей. Это очевидно. Даже, если это будет ошибка – путь это будет наша личная ошибка.
Нам нужна открытая и публичная дискуссия, вплоть до проведения всенародного референдума. И мы верим в том, что наши совместные объединенные усилия со всеми родительскими общественными движениями, парламентскими и непарламентскими партиями, которые готовы поддержать наш родительский запрос позволят нам обеспечить для наших детей качественное и полноценное очное образование.