Нужен ли искусственный интеллект в школах?
Министерством Просвещения РФ заявлена в качестве одной из основных целей реализации Национального проекта «Образование» цель обеспечить глобальную конкурентоспособность Российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. Скажу честно, лично мне эта цель кажется сильно притянутой за уши. Для большинства наших детей она не имеет абсолютно никакой ценности. Я имею в виду тех 99,9% детей, кто будет жить по принципу народной мудрости «где родился – там и сгодился».
Казалось бы, всем прекрасно известно, что «Америка нас не любит, Франция нас не любит и Германия нас не любит», теплые места для наших детей за границей никто не приготовил и никого из них на тамошнем рынке труда особо и не ждут (разве только в качестве обслуги и компоста для будущих поколений), однако под эту «псевдоцель» - войти в десятку Министерством Просвещения РФ у нас на глазах ломается вся система классического советского образования.
Я вот думаю, а как же в СССР удалось без всех этих международных рейтингов качества образования выучить в самых обычных школах столько выдающихся людей, на фундаменте чьих работ в науке, в производстве, в культуре мы до сих пор едем по инерции и , не побоюсь этого сказать, паразитируем?
Чем больше думаю над этим, тем больше прихожу к пониманию – цель истинная у МинПросвета другая. В трансграничном мире с трансграничными возможностями для бизнеса и капитала нужны трансграничные люди. Минимально обученные, «заточенные» под узкие навыки и пригодные встраиваться в любом месте в работу в интересах международного бизнеса. А еще, желательно, не сильно думающие и слепо подчиняющиеся авторитету искусственного интеллекта, который «не ошибается».
Открываю Национальный проект «Образование» и вижу в нем – цифровые портфолио на детей. Видимо, чтоб удобнее было заранее отбирать наиболее пригодных. Цифровые индивидуальные траектории развития. Это чтобы ни шагу вправо или влево. И вообще, ребенку сантехника не надо становиться врачом. Так искусственный интеллект и подскажет.
Может быть за всем этим и стоит благая идея избавить каждого ребенка от мук самостоятельного выбора кем быть и каким быть, от возможных разочарований от неудач, если таланта, труда и терпения окажется недостаточно для реализации мечты, но лично я за право свободного выбора и за право совершать и исправлять собственные ошибки, а не подчиняться выбору искусственного интеллекта, который рука об руку идет с цифровизацией наших школ.
Думаете пугаю каким-то там искусственным интеллектом в школах вместо учителей? Нет, отнюдь. В Москве в бюджете Департамента Образования на 2021 год уже заложили 540 миллионов рублей на цели разработки ИИ. А на модернизацию системы образования – 54 миллиарда рублей суммарно по разным статьям. Знаю точно. Бюджет держала в руках лично.
Весь слом традиционной системы образования начался не вдруг. Он идет уже лет двадцать. Исподволь. По чуть-чуть. Чтобы не вспугнуть родителей. Чтобы каждый из нас думал: «Да Бог с ним, не надо с директором конфликтовать. Надо просто тихонько отучиться в школе и забыть о ней , как о страшном сне. Если чему-то в школе не доучат – репетитора лучше наймем». Вот так малодушно. Каждый. И до осени прошлого года и я.
Но вот сейчас мы, родители, встали в точку выбора. Одного из самых важных выборов для будущей жизни нас и наших детей. Выбора того, сохранят ли наши дети в себе что-то человеческое, останутся ли людьми или уже нашим внукам предстоит стать придатками к компьютерам и к искусственному интеллекту, который будет определять для них, что хорошо, что плохо, кем быть и как жить.
В России живет 32 миллиона человек детей. У каждого ребенка есть родители, бабушки, дедушки, родня. Не трудно посчитать, что все, что происходит сейчас в российском образовании, является болью, тревогой и заботой более 60 миллионов человек.
Только вместе – мы сила. Только вместе мы можем заявить о том, что
нам нужна такая система образования и воспитания, которая растила бы в наших детях человечность, сохраняла бы их здоровье, позволяла остаться людьми, а не придатками к компьютерам, послужила бы нашим детям реальным социальным лифтом, обеспечила гарантированное трудоустройство по полученной специальности, получение достаточного дохода для полноценной обеспеченной жизни в стране.
А Вы как сичитаете?